Жалобой принято называть письменное обращение в адрес ФНС с требованием защиты законных прав и интересов, если они были нарушены.
Жаловаться разрешено
Юридический термин «жалоба» распространяется на любое обращение заявителя в налоговой орган, представленное в письменной форме и имеющее целью обжалование действий, либо бездействия представителей этого органа, или документов, нарушающих права гражданина.
Для того чтобы подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов вышестоящую инстанцию, необходимо направить письмо в адрес службы, чьи действия или документы обжалуются, для последующей передачи жалобы в вышестоящую инстанцию (статья №139 НК РФ).
Подать жалобу может любое юридическое или физическое лицо, если его права нарушены ненормативными действиями со стороны ФНС.
Наиболее распространенными причинами жалоб являются некорректное начисление штрафов или налогов, невыплаты положенных льгот и отказы в регистрации при создании компаний, внесении изменений в ЕГРЮЛ и внесение налоговой записи о недостоверности.
Правовая база обращения сформулирована в отдельных положениях глав 19 и 20 и в статьях 137-140 Налогового Кодекса РФ.
Структура письменного обращения:
- анкетные данные и место проживания (для физических лиц), имя организации и
адрес (для юридических лиц); - перечисление действий/бездействия сотрудников службы, вызвавшее обращение с
жалобой; - полное название органа, допустившего нарушения;
- причины, по которым заявитель полагает, что его права ущемлены;
- требования и просьбы по урегулированию ситуации;
- наиболее удобные для заявителя способы получения результата проверки жалобы;
- контактные данные (номер телефона/email) для оперативной связи.
Документы, подтверждающие законность жалобы рекомендуется подавать в приложении к обращению.
Как происходит рассмотрение жалобы
Рассмотрение жалобы происходит в вышестоящей (по отношению к предмету обращения) налоговой инстанции. Но подавать жалобу необходимо именно в инстанцию, принявшую неправомерное решение или совершившее неправомерные действия.
Это может быть реализовано одним из трех методов:
- в личном кабинете налогоплательщика на платформе ФНС;
- почтовым отправлением Почты России;
- в ходе личного визита в ответственное подразделение налоговой службы.
Вне зависимости от того, как именно заявитель решил подавать жалобу, претензия и все сопутствующие материалы должны быть переданы в вышестоящую инстанцию в течение 3 суток. Срок подачи жалобы — 12 месяцев после факта обнаружения нарушения прав заявителя.
Когда ждать решения
Вышестоящая инстанция обязана вынести решение по поступившей жалобе, касающейся ответственности за правонарушение, в течение 30 дней. Данный срок может быть увеличен, но не более чем на 1 месяц.
Для всех жалоб, касающихся любых других оснований для обращения, срок рассмотрения — 15 суток с аналогичной опцией продления. При отсутствии реакции на протест заявителя, жалоба передается в судебные инстанции.
Вы можете отслеживать статус жалобы на сайте налоговой: https://service.nalog.ru/complaints.do
Важно!
Обращаем ваше внимание на то, что по существующим законам анонимно подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов нельзя! Для сохранения анонимности рекомендуем использовать телефон горячей линии или телефон доверия налоговых служб.